(Гавренев Павел Иванович; 1397 (?), с. Богородское Кашинской межи Нерехотского стана (ныне с. Покровское Кашинского р-на Тверской обл.) - 6.06.1504, угличский в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-рь), прп. (пам. 8 янв., 6 июня, в Соборе Ростово-Ярославских святых - 23 мая и в Соборе Тверских святых - в 1-е воскресенье после 29 июня), Угличский.
Житие святого известно в 2 основных редакциях: Краткой (РНБ. Тит. № 4217. Л. 16-51 об., XVII в.; РНБ. Q.XVII.69. Л. 17-48 об., XVII в. ГАЯО. Рукописная колл. № 1484. Л. 127 об.- 151 об., XVII в. (раздел о посмертных чудесах отсутствует); ГАТО. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 427. Л. 155-195 об., XVII в.) и Пространной (РНБ. АНЛ. А-47. Л. 232-319, XVIII в.; РНБ. Вяз. Q. 37. Л. 17-99, XVIII в.; БАН. Арх. ком. № 223. Л. 24-116 об., XVIII в.; ИРЛИ РАН. Древнехран. Собр. ИМЛИ. № 30, XVIII в.; ГАТО. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 621, XVIII в.; ГАЯО. Рукописная колл. № 1482, XVIII в.; ГИМ. Собр. Соколова. № 53, XIX в.; ГИМ. Барс. № 869, XIX в.; ГИМ. Востр. № 990, XIX в.). Краткая редакция обычно сопровождается службой святому (РНБ. Тит. 4217; Q.XVII.69. ГАЯО. № 1484). Редакции выделены В. О. Ключевским (Ключевский. Древнерусские жития. С. 262). Согласно мнению М. Д. Каган-Тарковской, Краткая редакция создана раньше Пространной - на рубеже XVI и XVII вв., ее отличают сжатый характер изложения и отсутствие интереса к биографическим деталям (Каган. 1988. С. 317-318). Однако самые ранние из известных списков Краткой редакции относятся ко 2-й пол. XVII в., и на сегодняшний день убедительных свидетельств того, что Житие возникло раньше, не обнаружено. В угличских рукописях XVIII в. есть 2 упоминания о более раннем времени создания Жития: в 1514 г.- прп. Даниилом Переяславским (СПбИИ РАН. Ф. 238. Оп. 1. № 253), в 1569 г.- Ростовским архиеп. Ионой (РНБ. Вяз. Q. 37. Л. 60 об.- 61), однако они не воспринимаются как достоверные. По мнению Ключевского, достаточные основания для вывода о соотношении Краткой и Пространной редакций отсутствуют. Однако важным аргументом в пользу более раннего происхождения Краткой редакции является наличие списков сер. XVII в., тогда как списки Пространной, датированные этим временем, неизвестны. Текст Краткой редакции производит более цельное впечатление. Основным содержательным отличием пространного Жития следует считать интерес к историческому прошлому Углича и событиям, связанным со временем княжения угличского и звенигородского кн. Андрея Васильевича Большого (Горяя): в Житии рассказывается о каменном строительстве, об обретении мощей кн. Романа и гибели Андрея Большого в 1493 г. Еще одной характерной особенностью Пространной редакции является ее нахождение в сборниках сер. XVIII в., содержащих пространные Жития др. Угличских святых (прп. Кассиана Грека, блгв. кн. Романа, св. царевича Димитрия, прп. Игнатия Вологодского; см., напр.: РНБ. АНЛ. А-47; БАН. Арх. ком. № 223). Эти особенности позволяют считать Пространную редакцию более поздней, восходящей к Краткой.
Пространная редакция сохранилась в неск. вариантах, созданных, вероятно, в старообрядческой общине Углича, о чем можно судить по орфографии и оформлению рукописей. Среди них выделяется основной вариант, известный по неск. спискам сер. XVIII в.: РНБ. АНЛ. А-47; БАН. Арх. ком. № 223; ИРЛИ. РАН. Древнехран. Собр. ИМЛИ. № 30.; ГАТО. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 621; ГАЯО. Рукописная колл. № 1482. Следует упомянуть также особый авторский вариант Пространной редакции (РНБ. Вяз. Q. 37), приписываемый Г. Д. Серебренникову (Тихомерову; ок. 1745-1827) (Сагнак. 2005). Наиболее поздний вариант Пространной редакции представлен группой списков 20-30-х гг. XIX в., происходящих, по-видимому, из угличского Покровского мон-ря. В двух из них содержится сообщение о работах по обновлению монастырских построек в 1779 г., при игум. Игнатии (ГИМ. Собр. Соколова. 53; ГИМ. Барс. 869). Главным отличием от основного варианта является упрощенный язык памятника, носящий черты позднего пересказа, а также дополнительные сведения, связанные с состоянием обители на момент создания списков (см., напр.: ГИМ. Собр. Соколова. 53; Барс. 869; Востр. 990).
Краткая редакция Жития сообщает, что родителями святого были боярин Иван Гавренев и Ксения Кожина, сестра прп. Макария (Кожина; 1401 - 17 марта 1483) Калязинского. Отрок отличался благочестием, исполнял посты и удивлял родителей способностями к толкованию Свящ. Писания («они же слышавше чюдишася о ответе отрока и даша ему по воли своей жити»). В возрасте 10 лет он остался сиротой и отправился в мон-рь к своему родственнику прп. Макарию, где принял постриг с именем Паисий. Юный монах проводил время в уединении и молитве, «во дни же писаше святыя книги, и написа книгу святого Григория Богослова. И та книга и до сего дни во обители преподобнаго Макария в Клязине». В наст. время рукопись Слов Григория Богослова сер. XV в., приписываемая руке П., хранится в ТГОМ. КМЗ/851. Во время ночной молитвы преподобному явился ангел, предсказавший ему переселение на новое место. В 1466 г. прп. Макарий «по прошению» угличского кн. Андрея Васильевича Большого отпустил племянника в Углич, где тот, согласно Житию, основал на левом берегу Волги угличский в честь Покрова Пресвятой Богородицы мужской монастырь (в первые годы своего существования обитель имела др. посвящение - в честь Богоявления). Однако из грамоты вел. кн. Иоанна III Васильевича покровскому игум. Геннадию 1497 г. следует, что мон-рь уже существовал и имел право взимать «пошлину с пудового веса» при вел. кн. Василии II Васильевиче Тёмном, а при Андрее Васильевиче Большом потерял эту привилегию. Т. о., можно предположить, что П. возобновил мон-рь или перенес его на новое место.
Пространная редакция Жития содержит ряд подробностей угличского периода жизни преподобного. В частности, она сообщает о прижизненных чудесах святого. П. дважды являлась Пресв. Богородица: при выборе места для строительства обители и при закладке каменного Покровского собора в 1479 г. Основание храма чудесным образом дважды переносилось. П., его ученику прп. Адриану Угличскому и св. Кассиану Греку во время ночной молитвы явились Пресв. Богородица и св. Герасим Иорданский в окружении ангелов. На буд. местоположение каменного храма указывали небесные лучи в форме крестов. 1 окт. 1482 г. храм освятили в честь Покрова Пресв. Богородицы, а придел - во имя св. Герасима Иорданского. В составе Пространной редакции находится Сказание об обретении иконы Покрова Пресв. Богородицы, к-рая чудесным образом приплыла по Волге к стенам монастыря. Это чудо определило посвящение нового каменного собора. По-видимому, Сказание существовало как отдельный памятник и в таком виде было опубликовано в Ярославских ЕВ, однако в наст. время рукописи, содержащие этот текст, неизвестны.
Житие сообщает, что преподобный сам принимал участие во всех строительных и монастырских работах: «Оттоле нача подвизатися великимъ подвигомъ: и своима рукама камение ко основанию соборныя церкви собираше, и на возилахъ со братиею во обитель вожаху». Согласно Пространной редакции, угличский кн. Андрей Васильевич присутствовал при основании мон-ря и закладке каменного Покровского собора. П. вместе с прп. Кассианом Греком, основавшим ок. 1482 г. обитель на Учме, крестил детей князя: Иоанна Андреевича (буд. прп. Игнатий Вологодский) и св. кн. Димитрия Андреевича. Прп. Кассиан Грек, по версии Пространной редакции, находился у смертного одра П. Эти сведения имеются и в других угличских агиографических памятниках XVIII в. В Пространной редакции к исходным 27 посмертным чудесам добавлены еще 4, одно из которых, повествующее о приезде в Углич царя Алексея Михайловича и посещении им Покровского мон-ря, датировано 1654 г.
Следует отметить, что основные хронологические несоответствия в Житии связаны с ранним периодом жизни святого. Установлено, что начало Жития вплоть до описания пострига святого заимствовано из Жития прп. Варлаама Хутынского: изменения коснулись только дат и имен собственных. Хронология угличского периода жизни П. (во всяком случае в лаконичном варианте Краткой редакции) выглядит ненарушенной.
По мнению Е. Е. Голубинского, П. был канонизирован в кон. XVI - нач. XVII в. Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Ростово-Ярославских святых и в Собор Тверских святых, установленные в 1964 и 1979 гг.
Образ П. был написан ко времени установления ему местного празднования: «И гробницу устроиша над мощми святаго, и воображение преподобническаго священнолепнаго лица его образописательне воображати в почествование и поклонение верным церкви святей предаша…» (Преподобный Паисий Угличский // Ярославские ЕВ. 1893. № 42. Ч. неофиц. Стб. 665-666; Голубинский. Канонизация святых. С. 152. Примеч. 2). В Пространной редакции Жития П. в повествовании о неск. чудесах упоминаются изображения П. Так, угличский свящ. Иаков, поленившийся пойти в Паисиев мон-рь в день памяти святого, увидел во сне его образ и хотел ему поклониться, но человек, носивший образ, «отвращашеся от него». Придя «во ужасе» в обитель, священник просил прощения перед иконой П. Больному Василию Буренину явился «некий муж стар во оконце хижины» с наставлением идти в Паисиев мон-рь, и, придя туда, Василий опознал явившегося на иконе П. Старцем «в белых ризах» преподобный привиделся во сне Никифору Панину. Сторож угличского Преображенского собора Мартиниан, отправляясь в обитель помолиться святому об исцелении, «обещася написати образ его». Подобное обещание («образ написати и украсити») дал и уроженец Владимира кузнец Иоанн, «и сие вскоре сотвори… и шед во обитель преподобного и молебная совершив, целова чудотворный образ святого…» (Житие и подвизи преподобного и богоносного отца нашего игум. Паисия: Чудеса // Ярославские ЕВ. 1873. № 19. Ч. неофиц. С. 151, 154, 155; № 20. С. 161-162).
В описи угличского Покровского мон-ря 1702 г. упоминаются неск. изображений П.: в местном ряду иконостаса Покровского собора находился образ Божией Матери «с Превечным Младенцем, явления преп. игумена Паисия чуд. во облацех», в пядничном («штилистовом») ряду - 2 единоличных образа («на красках» и в басменном окладе), двусторонняя икона в алтаре за престолом: образ Божией Матери «Одигитрия», на обороте - прп. Сергий (Радонежский?), свт. Николай Чудотворец, прп. Макарий Калязинский и П., предстоящие Св. Троице. В ризнице хранился покров с образом П., шитый «золотом и серебром и розными шелками». Согласно описи, в приделе сщмч. Антипы Пергамского на гробнице П. помещался иконописный образ мч. Иерона с богатым прикладом, «возглавие у образа чуд. Паисия ветхо». В приделе прп. Сергия Радонежского ц. Богоявления в трапезной числились ветхий образ П. и его изображение «в молении» (Углич: Мат-лы для истории города XVII и XVIII ст. М., 1887. С. 168-170, 172, 174, 175). В описи 1763 г. в Покровской ц. уже значится образ П. «с чудесами» и в алтаре покров П., шитый «сребром и золотом и шелком по зеленой камке», хоругвь с иконой Покрова Пресв. Богородицы с молящимися Ростовскими и Угличскими чудотворцами, на гробнице преподобного - «обр[аз] преп. Паисия, венец сребряной чеканной вызолочен», перед ней - образ Божией Матери с Младенцем и прп. Паисия «со ангелом» в басменном окладе (вероятно, иллюстрация явления Богородицы преподобному) и др. (Там же. С. 308-312, 315). Иконы святого имелись также в приписных к обители церквах, в частности в ц. Входа Господня в Иерусалим, в др. мон-рях Углича - напр., в местном ряду иконостаса ц. свт. Николая Чудотворца Улейминского мон-ря (образ Угличских святых: св. царевича Димитрия, блгв. кн. Романа, П., преподобных Кассиана Учемского, Игнатия Прилуцкого и Макария Калязинского, предстоящих Спасу Нерукотворному). В ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи Алексиевского мон-ря справа от царских врат стоял образ Господа Вседержителя с припадающими Угличскими чудотворцами (в т. ч. П.), четверо Угличских святых были изображены также на одной из хоругвей; в ц. свт. Алексия Московского той же обители - над сев. диаконской дверью, причем на самой двери был помещен образ П. (опись 1763 г. - Там же. С. 177, 220, 270, 271, 345). Судя по этим сведениям, к XVIII в. иконография П. была достаточно разработана и включала большинство распространенных изводов.
В иконописных подлинниках XVIII-XIX вв. под 6 июня облик П., как правило, уподобляется внешности прп. Саввы Сторожевского: «…подобием сед, плешив, брада аки Саввы Звенигородскаго, круглая, продолговата, ризы монашеския и схима на плечах» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 57-58; см. также: ИРЛИ (ПД). Перетц. № 524. Л. 169 об.; Большаков. Подлинник иконописный. С. 105); «…сед, плешив, а инде пишут в схиме, брада Саввы Звенигородскаго или Зосимы преподобнаго, ризы преподобническия» (БАН. Строг. № 66. Л. 113 об.).
Одно из ранних единоличных изображений П. сохранилось на шитом золотными, серебряными и шелковыми нитями покрове 2-й пол. XVII в. из Паисиева Покровского мон-ря (УИХМ; см.: Госкаталог РФ. № 3224918) - очевидно, именно он упоминается в описи 1763 г. Облик преподобного имеет характерные особенности: небольшие, глубоко посаженные глаза с широкими нижними веками, округлые брови, крупный прямой нос с большими крыльями, узкие скулы, высокий с залысиной лоб, обрамленный редкими светло-русыми волосами, длинная, острая на конце борода и очень длинные усы с прорисованными прядями. Широкоплечая коренастая фигура П. в монашеских ризах (светло-зеленая ряса, коричневая мантия, синяя схима с куколем на плечах) плотно вписана в поле изображения, правая рука в двуперстном благословении, в левой - свиток, ноги святого широко расставлены; на фоне надпись вязью: «ПРПБНЫИ ПАИСѢЮ ЧЮДОТВОРЕЦЪ ИЖЕ НА УГЛЕЧЕ». На поздней кайме малинового бархата вышит тропарь П.: «Хр(c)товы ради любве Отеч(c)тво…». Из ранних изображений известен также ростовой образ П. в росписи алтарной преграды собора Воскресенского муж. мон-ря в Угличе (предположительно кон. 70-х гг. XVII в., артель костромского мастера Аксена Ионина Попова). Фигуры местных святых (св. царевича Димитрия, блгв. кн. Романа, П. и прп. Кассиана) размещены в узких простенках между иконами (живопись сильно потерта, детали утрачены). Узкая столпообразная фигура П. в правой части преграды напоминает образ на покрове, но в более идеализированном варианте изображения, правая рука в именословном благословении, раскрыта ладонь левой. Прослеживаются основные признаки иконографии П.: редкие волосы по сторонам от большой плеши, длинная, прямая, узкая на конце борода.
Поясной вариант иконографии П. встречается на иконе артели Ф. Н. Рожнова (ок. 1706, УИХМ), находящейся в круглом картуше над юж. вратами в иконостасе Преображенского собора в Угличском кремле (над сев. вратами - прп. Кассиан Учемский). П. представлен прямолично, в мантии, с непокрытой головой, правой рукой именословно благословляет, левой сжимает свиток, волнистая борода с обильной проседью раздвоена; надпись: «С, ПРП(Д)БН: ПАИСIЙ.». Редкий деисусный образ П. входит слева (на сев. стене) в иконостас ц. арх. Михаила «в Бору» (ок. 1787?, видимый слой живописи - посл. треть XIX в.): П. с более густыми волосами и бородой, преклонил голову в молитве, в левой приподнятой руке держит свиток. Необычный образ преподобного в молении (голова покрыта куколем, напротив - прп. Игнатий Прилуцкий) помещен также на левом поле иконы прп. Кассиана Учемского (раскрытый слой живописи - посл. треть XVIII - нач. XIX в., ц. арх. Михаила «в Бору»).
Существовал тип иконографии П. как основателя мон-ря - с видом угличской Покровской обители. На старообрядческой иконе нач. XIX в. (УИХМ; из ризницы Покровского мон-ря) он изображен в правой части композиции в молении Божией Матери с Младенцем в небесном сегменте, персты правой руки святого сложены для крестного знамения; в надписи именуется Углецким. У ног преподобного - вид обители с Покровским, надвратным Никольским и Богоявленским храмами, колокольней и входным порталом, фланкированным башнями. Слева под сводами собора показано богослужение перед престолом, справа - явление ангела П. во время молитвы в келье перед основанием обители (с подписью из текста Жития).
Редкий извод представлен в композиции «Явление Божией Матери преподобным Паисию, Кассиану и Адриану Угличским», как на иконах кон. XIX - нач. XX в. (Музей икон Пресв. Богородицы «Неувядаемый Цвет» в дер. Исаково Солнечногорского р-на Московской обл.; частное собрание). В таких композициях восседающей на престоле Божией Матери предстоят ангел, прп. Герасим Иорданский и Угличские преподобные (П.- в коленопреклоненном молении).
Образ П. включали в программы росписей храмов Углича и его окрестностей. Так, святой изображен на оконном откосе ц. св. царевича Димитрия «на крови» (1787-1788, мастер Петр Хлебников). Он показан в рост, фронтально, правая благословляющая рука возле груди, в левой - свиток; на нем темная ряса и зеленоватая схима с большим куколем на плечах, окладистая борода доходит почти до пояса. В картуше ц. в честь Феодоровской иконы Божией Матери Богоявленского жен. мон-ря в Угличе (1822-1824, артель Е. А. Медведева; поновление - 1862, Е. К. Дьяконов) образ П. поколенный, его правая рука воздета вверх, левая, с четками, опущена вниз, он предстает старцем с седыми волосами и округлой бородой, внизу немного раздвоенной. В стенописях академического направления 70-х гг. XIX в. в приделе блгв. кн. Александра Невского храма Христа Спасителя в Москве образ П. был выполнен худож. Я. С. Башиловым; в росписи кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. (поновление - 70-е гг. XX в., ок. 2010), осуществленной иеродиаконами Паисием и Анатолием в галерее рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре, П. (в профиль, в монашеском клобуке) включен в одну из групп святых XVI в. Единственный известный в настоящее время пример изображения П. в книжной миниатюре - акварельный рисунок в рукописном сб. «Ростовский патерик» 1762 г., принадлежавшем купцу И. С. Рахманову (РНБ ОР. Ф. 775 (Тит. № 43). Л. 450 об.).
Образ П. вводился в композиции «Собор Угличских святых» или «Избранные Угличские святые», где в отличие от др. преподобных он представлен без куколя. Ранний образец - многорядная икона-пядница «Избранные святые, с образом Спаса Нерукотворного» сер. - 2-й пол. XVII в. (частное собрание), среди визант. и рус. святых присутствует группа Угличских чудотворцев. Поясной прямоличный образ П. в монашеском одеянии помещен в 4-м сверху регистре 3-м слева, его правая рука лежит на груди (как и у многих др. изображенных святых). Традиционный по композиции образ Собора Угличских святых включает 6 фигур, обращенных в молении к Господу Вседержителю в облаках: фигуры блгв. князей царевича Димитрия и Романа в центре и преподобных по краям (П. в левой части). На иконе нач. XVIII в. (УИХМ) П. предстоит крайним в 1-м ряду, в монашеском одеянии, правая рука в молении, в левой - свиток; у него волнистые седые волосы на затылке и окладистая, узкая на конце борода средней величины; надпись: «ПРП(д)БНЫ ПАИСЙ гле(ч)скïе». На иконе в окладе с образами 5 местных святых 2-й пол. XVIII в. (Собрание рус. икон при поддержке Фонда ап. Андрея Первозванного) П. написан слева от центральной фигуры св. царевича Димитрия Угличского, на иконе кон. XVIII в. (частное собрание) - возглавляет группу преподобных. Угличские святые (П. крайний справа в 1-м ряду) представлены также в правом картуше на иконе «Усекновенная голова св. Иоанна Предтечи» письма И. И. Буренина из угличской ц. Рождества св. Иоанна Предтечи на Волге (1762, УИХМ).
В иконописи XIX-XX вв. встречаются разные варианты изображения Собора Угличских святых и размещения в них фигуры П. На иконе 2-й пол. XIX в. из Алексиевского жен. мон-ря в Угличе св. царевич Димитрий стоит перед блгв. кн. Романом и П. (по сторонам - преподобные Игнатий и Кассиан, в верхних клеймах - Ростовские святители). Схима П. надета поверх мантии, его правая рука прижата к груди, в левой - свиток и четки. По-видимому, в сер. XIX в. была создана икона с образами 4 Угличских святых (частное собрание): П., как обычно, слева, с теми же характерными особенностями внешности. На образе кон. XVIII - нач. XIX в. (ц. св. царевича Димитрия «на поле») Угличские преподобные представлены вместе с избранными святыми, П. - 1-й справа, в левой руке - развернутый свиток.
П. был изображен (с моделью храма в руке, в 5-м ряду, рядом с прп. Макарием Калязинским) в композиции «Собор Тверских святых», исполненной инокинями кашинского Сретенского мон-ря в кон. 90-х гг. XIX в.- 1902 г. по заказу Тверской УАК под рук. архиеп. Димитрия (Самбикина), тщанием купца и краеведа И. Я. Кункина (икона находилась в Троицкой ц. Кашина; см.: Журнал 83-го заседания Тверской УАК 19-20 июня 1901 г. в г. Кашине / Под ред. И. А. Виноградова. Тверь, б. г. С. 23-27). На иконах «Собор русских святых» изображения П. встречаются редко, напр. на иконе нач. XIX в. из с. Белая Криница Глыбокского р-на Черновицкой обл. Украины (НКПИКЗ) есть святой с непокрытой головой, названный «Прп(д) Паисïи И[г]оуменъ». На центральной иконе триптиха с рус. святыми кон. XIX в. из старообрядческой Даниловской моленной в Казани (ГМИИРТ) необычная по иконографии фигура П. помещена в 3-м регистре сверху (святой в куколе, с поднятой для крестного знамения рукой, в левой, покрытой мантией, руке - свиток).
В XX в. образ Н. встречается в произведениях мон. Иулиании (Соколовой), в частности в композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г., 50-х гг. XX в. (ТСЛ, СДМ). Своеобразный извод с сонмом Угличских чудотворцев был разработан в 1951 г. по заказу иером. Никодима (Ротова) к 150-летию ц. св. царевича Димитрия «на поле». П. - в центре нижней группы (Угличские святые и прп. Анастасия), вверху на облаках - Божия Матерь с покровом в руках, исторически достоверное изображение храма, св. царевич Димитрий в коленопреклоненном молении. В 90-х гг. XX в. худож. С. Б. Симаков (ныне игум. Рафаил) сделал зарисовку с древнего покрова П. и рисунок «Явление Божией Матери преподобным Паисию, Кассиану и Адриану Угличским» (УИХМ; экспонируются в Музее-галерее совр. православного искусства и живописи в Угличе; см.: Госкаталог РФ. № 16248123, 16248121). Образ П. входит в состав совр. композиций «Собор Угличских святых» и «Собор Тверских святых».